ТРИУМФ
консультационный проект
- "Создаем Успех!" -
Работаем в России
Маркетинг и управление в стоматологии
Консультации для руководителей и владельцев






+ 7 927 213 83 70
МЕНЕДЖМЕНТ
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ
новых технологий
Декабрь, 2015 г.
(с) Бойко В.В., Гаек С.В. Источник: http://vboy.ru/
Виктор Васильевич Бойко | профессор, доктор психологических наук
Гаек Светлана Валерьевна | руководитель системы клиник "Страна улыбок", г. Новосибирск
"Перед тем как притупить к какому-либо занятию,
сначала хорошенько его обдумай"
А. Ваганова (1879—1951),
российская и советская балерина,
выдающийся педагог и балетмейстер
Практика показывает, что приобретение современного оборудования и технологий не всегда сразу дает желаемые эффекты. Порой врачи медленно и без особого старания осваивают новое и даже сопротивляются его внедрению. Трудно найти объяснение их поведению.
Так, на коммерческих циклах врачи озвучивают признания: «Мы не используем микроскоп, привыкли работать без него, пациенты не хотят оплачивать его применение». В ответ можно с недоумением спросить: «Как же можно идти против достижений современной стоматологи, как можно препятствовать повышению качества диагностики и лечения, где забота о благополучии пациента?»
- «У нас есть вертикальная конденсация, но мы не стремимся ее предлагать пациентам. Она не дает сто процентного результата и можно обжечь пациента». Возразим этим доводам: разве есть методики лечения, которые всегда дают желаемый результат? Чтобы не обжигать пациентов, надо хорошо овладеть методикой и проявлять должное внимание на каждом этапе ее исполнения. В конкретных клинических ситуациях (сильно искривленные и разветвленные каналы) разогретая гуттаперча дает более надежные результаты лечения и потому она появилась в современной эндодонтии.
Бывает и так: владелец клиники приобретает дорогостоящую технологию изготовления ортопедических конструкций, а врачи не обучены продажам, не усвоили аргументы, которые надо сообщать пациентам. Владелец бизнеса нервничает: вложения окупаются медленно, появилась боязнь приобретать еще что-то новое. Это «инновационный невроз». Причина подобных явлений связана с игнорированием стадий внедрения новаций. Их последовательность должна быть такой:
Рассмотрим детально умственные действия на каждой стадии:
Стадия 1. "Взвешивания идей"
Стадия 2. "Подключение исполнителей"
Стадия 3. "Обеспечение эффективности инноваций"
В общении с владельцами стоматологических клиник неоднократно приходилось убеждаться в том, что нарушение инновационной схемы замедляет или резко снижает эффективность использования прогрессивных методик, отрицательно влияет на качество лечения, настроение коллектива и отношения персонала с руководителями. Приведем пример внедрения фотографической фиксации стоматологических работ. В 2010г. клиника «Страна Улыбок» (Новосибирск) приобрела фотоаппарат. Ожидаемый эффект был получен не сразу, поскольку было допущено несколько ошибок:
1 ошибка – оборудование было приобретено, но предварительно докторам не было объяснено, что даёт эта технология им и пациентам, как работать с данной методикой.
2 ошибка – предварительно не было выяснено, кто ЗА, а кто ПРОТИВ инновации, кого надо переубеждать, а кто сторонник новой технологии.
Цена этих ошибок – метод долго не использовался врачами и не окупался.
3 ошибка – с участием ведущих докторов, не были выяснены их ожидания относительно того, как будут воспринимать фотографическую методику пациенты, а практика показала, что не все хотят купить эту процедуру.
4 ошибка – своевременно не была подготовлена инструкция для докторов: как пациентам рассказывать о методике, о её назначении и полезности. Сами доктора затруднялись разговаривать с пациентами на эту тему: одних подводила логика, другие не знали, что и как объяснять, третьи не видели пользы в фотографировании своей работы.
Результат этих ошибок: врачи не смогли находить нужные слова для пациентов, чтобы эффективно предлагать метод фотографической фиксации, и это вызвало у коллектива дополнительные сопротивления инновации. Позже была разработана такая инструкция и правила оказания медицинских услуг в «Стране Улыбок», где подчеркивалась необходимость проведения визуализации работы докторов.
5 ошибка – когда доктора стали сопротивляться и с нежеланием предлагать пациентам фото-процедуру, был использован метод приказа (должностная инструкция, обещались штрафы и премии).
6 ошибка – надо было работать индивидуально с каждым доктором, который не мог или не хотел внедрять инновацию, выяснить причины сопротивления, дополнительно мотивировать.
7 ошибка – не сразу стало понятно, что доктора, у которых низкое качество лечения, будут сопротивляться инновации из боязни того, что их промахи в работе будут иметь документальное подтверждение. Кто же добровольно будет подставлять себя? Таких врачей надо было предварительно мотивировать тем, что им будет оказана помощь в преодолении недостатков в работе, выявляемых при помощи фотографий. Надо было учить коллег, анализируя вместе с ними результаты их лечения, исключив наказания за плохо выполненные работы.
Результат этих ошибок: только некоторые доктора стали активно внедрять фотографическую фиксацию качества лечения, а надо было, чтобы инновацией занимались ВСЕ.
8 ошибка - только в практическом использовании фотографий стало ясно, что не каждый клинический случай надо фотографировать.
Итог – куча ненужного и необработанного материала. Позже была разработана инструкцию для докторов, в которой пояснялось, как, какой случай и в какой последовательности нужно фотографировать. При проведении терапевтического и пародонтологического лечения врач решает вопрос сам, но при квартальном отчёте, у кого больше фотоматериала, тот поощряется материально (повышение % заработной платы за истекший месяц), а если нет рекламаций, полное и хорошее документальное сопровождение лечебного приема и высокая средняя денежная выработка, то предусмотрен еще более высокий процент поощрения. В тоже время в приложении к трудовому договору, в должностной инструкции врача прописано, что дентальная фотосъёмка обязательна при проведении имплантации, реставрации и ортодонтического лечения. Если фотоматериалы в этих случаях отсутствуют, работа не оплачивается, так как выполнена врачом в неполном объёме.
С большим опозданием был осознан комплекс задач, связанных с внедрением фотографической фиксация стоматологических работ:
-
Объяснить докторам, что фотографии нужны им для того, чтобы была возможность визуально демонстрировать пациентам качество выполненного лечения. Качество работ должно быть понятным и видимым получателю платных услуг, тогда он имеет возможность оценить труд доктора по достоинству, в чем заинтересован каждый специалист. Фото - неотъемлемая часть работы врача в оказании качественного сервиса платных услуг.
-
Стимулировать потребность докторов общаться с пациентами при помощи средств визуализации: пояснять свои намерения до начала лечения (что планируется изменить, какие нарушения предстоит устранить).
-
В подходящих случаях показывать пациентам ход лечения в динамике - иллюстрировать достигаемые и конечные результаты.
-
Выявлять для себя ошибки, допущенные на разных стадиях проведения работ, учиться на своих ошибках и ошибках коллег.
-
Разрешать конфликты с пациентами в случае необоснованных рекламаций. Отсутствие фотоматериалов усугубляет ситуацию врача, руководителю сложнее решить проблему, в таких случаях обычно приходится возвращать деньги пациенту (делает это клиника или врач) или бесплатно перелечивать пациента.
-
Пользоваться фотооборудованием, обсуждать клинические ситуации и препятствия на пути внедрения новации надо в режиме «корпоративной осведомлённости», когда знания получают все, каждый имеет возможность выразить свою позицию, включая администраторов, которые должны способствовать продажам новых методик.
-
За внедрением нового нужен постоянный контроль. На каждом собрании коллектива надо сообщать данные выборочного контроля наличия снимков в медицинской документации докторов, в этом должны участвовать администраторы (в ежедневных отчёт по клинике они фиксируют наличие фотоснимков у врачей), а врач, в свою очередь, отмечает количество фотоматериалов в ежемесячном отчёте.
1.
"Взвешивание идей"
2.
"Подключение исполнителей"
3.
"Обеспечение эффективности"
Решение вопроса о приобретении
Кто решает – компетентный или некомпетентный сотрудник,
некомпетентного надо отстранить;
Кто препятствует -их надо мотивировать и стимулировать или нейтрализовать;
Кто содействует – на них надо опереться, их авторитет использовать.
Выяснение "характерного часа"
Через сколько времени, когда и при каких условиях инновация может окупиться
Выявление инновационной ситуации в клинике:
Хотят и могут ли специалисты освоить новую технологию
Доказательство специалистам выгоды инноваций
Что и когда они получат:
-
материально;
-
профессионально;
-
в плане доверия пациентов;
-
в плане увеличения потоков;
Обучающий момент
Где, кого и когда надо обучить:
-
применять технологию
-
продавать её клиентам
-
включать в информационную презентацию услуг
Распространение опыта
Кто и на каких условиях передаст знания коллегам
Отработка системы контроля
Кто, когда и чем будет руководствоваться
Обратная связь для выявления эффективности
-
от пациентов
-
от персонала
Методы поощрения и порицания работников
-
Кто разработает и опишет;
-
Как и когда будут применяться.
К